Одними из первых кто вступил войну с фашизмом были Галычане, а Сталин только начинал мирные переговоры с Гитлером. Вот такая неизвестная нам история...
Зимой 1937-38 гг рота вела бои за город Теруэль — в снежной метели на горной цепи Сьерра Кемада, где отдельные вершины достигали двух тысяч метров. Братья Поликарп и Симон Краевские уничтожили расчет двух вражеских пулеметов и завладели одним из них.
75 лет назад в в Испании началась гражданская война — республиканцы против фашистов. Для мира эта борьба была символом — кто-то болел за прогрессивных демократов, боровшихся с ограниченными националистами, кто-то за традицию националистов, которые защищали «интересы нации» от мирового коммунизма.
Соответственно, люди со всего мира ехали в Испанию, чтобы воевать на той стороне, которую они считали правой. Не стояли в стороне и украинцы — только началась гражданская война, участие в ней тотчас же взяли и наши земляки.
Их обвинили в ... фашизме
О том, что совместно с испанскими республиканцами против ультраправых националистов генерала Франко воевали наши соотечественники-красноармейцы, семь из которых удостоены за это звания Герой Советского Союза, писали во времена СССР часто. Зато о добровольцах-украинцах за пределами Украинской ССР — редко.
Хотя одним из первых на защиту Мадрида в августе 1936 года — когда и война могла завершиться сразу после ее начала — успели приехать 37 уроженцев Западной Украины, которые зарабатывали на хлеб как шахтеры и металлурги в Бельгии и Франции.
Вслед за ними через карпатский перевал Яворник на тогдашней польско-чехословацкой границе нелегально отправились из Галичины и Волыни в Испанию еще 180 добровольцев.
По данным участника гражданской войны в Испании, советского генерала Александра Родимцева, количество уроженцев Западной Украины в международных бригадах, сражавшихся против фашистов, достигло тысячи человек.
Прежде всего это были сторонники левых идей, которых, впрочем, когда они бежали от репрессий польских жандармов в СССР, расстреливали там за их несогласие с политическим экстремизмом советской власти и денационализацией украинцев.
А в 1938-м исполком Коммунистического интернационала, подконтрольного диктатору СССР Сталину, распустил Компартию Западной Украины (КПЗУ) — из-за того, что руководство ею якобы захватила ... фашистская агентура.
По иронии судьбы, 8 июля 1937 года преимущественно из сторонников КПЗУ была сформирована рота имени Тараса Шевченко, которая входила в 13-ю интербригаду имени Ярослава Домбровского и воевала против фашистов.
Ее боец Юрий Великанович (член КПЗУ, который родился в 1910 году в селе Ильник на Турковщине) сообщал в бригадной газете «Домбровщак»:
«Украинцы, связывая современное с героической борьбой минувших времен, создали отряд имени Тараса Шевченко ... Узник царских казематов, ссыльный диких степей, преследуемый и ненавидимый властями поэт поднимается на широких полях Испании».
В свою очередь, историк Федор Шевченко установил, что бойцами роты «были люди, полные героизма и самопожертвования, которые отдавали свою жизнь за светлое будущее человечества». Следовательно констатировал: «Боевой путь роты имени Тараса Шевченко в борьбе против фашизма в Испании — один из лучших памятников великому поэту-революционеру».
И все же первым ее командиром (а по совместительству — комиссаром батальона) был ... белорус Станислав Томашевич, который писал в бригадной газете «Домбровщак»:
«С точки зрения боевой подготовки рота имени Тараса Шевченко стоит очень высоко благодаря опыту значительной части товарищей, которые уже ранее отбывали военную службу в других армиях. Имеем украинских офицеров, таких как поручики Иванович и Литвин, имеем украинских сержантов и капралов ...
В испанских деревнях и городах часто звучит прекрасная украинская песня — это идет рота имени Тараса Шевченко. И при тяжелых переходах командир батальона обращается к шевченковцам: „А может украинцы запоют?“ Звучит мощная песня, а тяжелый переход становится легче».
Заместителем командира роты был рабочий-украинец из Франции — Павел Иванович. Но поскольку в состав всех рот в интербригадах входили представители разных наций, то в шевченковской, кроме украинцев и белорусов, хватало и поляков, и испанцев.
Зато наши соотечественники записывались в другие роты интербригад. Например, шесть из них — в батальона имени Чапаева — вместе с преставителями еще 20-ти наций. Испанская «Вики» вспоминает о четвёртом батальоне тринадцатой интербригады «Мицкевич Палафокс», в составе которого воевали «несколько украинцев из анархистского войска Нестора Махно».
Исследователь Николай Платошкин установил, что 498 интербригадовцев, прибывших в Испанию из Канады, происходили из Восточной Европы. А больше всего — из Западной Украины.
Боевое крещение шевченковцев произошло на фронте под Брунете западнее Мадрида, где они, отразив вместе с ротой имени Адама Мицкевича сумасшедшие атаки фанатичной марокканской конницы, атаковали в составе бригады укрепленные позиции фашистов под Вилья-Франко-дел-Кастильо и Романильос.
В тех жестоких боях наши соотечественники одержали победу даже несмотря на то, что потеряли почти половину своего личного состава. Но вместо погибших все время получали пополнение из Родины. В том числе — из ... тюрем. Например, в мае 1937-го из Дубненской тюрьмы сбежали в Испанию Дмитрий Захарук из Жабье (ныне райцентр Верховина Ивано-Франковской области — ИП) на Станиславщине и Симон Краевский из Руслова на Дубненщине.
На Арагонском фронте, где им противостояли регулярные итальянские войска, 25 августа 1937 года украинцы углубилась в тыл врага на десять километров, захватив несколько его укреплений.
В этих крупных сражениях на выжженной солнцем местности, не имея достаточно боеприпасов, часто попадая в окружение, мужество и героизм проявили командир роты, ее комиссар Назар Демьянчук родом с Волыни, который до войны работал в Канаде; бойцы Василий Лозовый, Иосиф Коновалюк, Валентин Павлусевич и Иосиф Петраш.
Боевые заслуги роты были отмечены приказами командования бригады и Генерального комиссариата интербригад. А в конце 1937 года в ней начала выходить на украинском языке популярная среди бойцов газета «Боротьба» (русск. — «Борьба»), которую редактировал Великанович, и в которой печатали, в том числе, произведения Тараса Шевченко и публикации о нем.
А на базе для новоприбывших интербригадовцев в Альбасете выдавали на украинском языке бюллетень «Вісті із Західної України» (русск. — «Вести из Западной Украины»). Эпиграфом к ним были строки Кобзаря: «Поховайте та вставайте, / Кайдани порвіте / І вражою злою кров\’ю / Волю окропіте».
В декабре 1937 года — феврале 1938-го рота в снежной метели на горной цепи Сьерра Кемада, где отдельные вершины достигали двух тысяч метров, вела бои за город Теруэль. И все же захватила тогда немало вражеских пушек и грузовиков. Братья Поликарп и Симон Краевские уничтожили расчет двух вражеских пулеметов и завладели одним из них.
Тогда погибли командир роты Томашевич, ее политкомиссар Демьянчук, сержант Серадзький, боец Поликарп Краевский... Но уже в марте 1938-го их рота в составе своей бригады вела тяжелые оборонительные бои на Андалузском фронте, где четыре раза прорывала окружение и мужественно отражала атаки фашистов на высотах у города Каспе.
В тех боях полегли, в том числе, следующие командир и комиссар роты — соответственно, Станислав Воропай и Симон Краевский. Когда в марте шевченковцы вернулись на Арагонский фронт, то снова потеряли одного за другим командиров роты — Михаила Литвина, Павла Ивановича и Я. Гацека, а также следующего комиссара — Ивана Грицюка.
Погиб тогда редактор ротной газеты Шистера. Его преемником был назначен Великанович, однако и он погиб в бою 4 сентября 1938 года.
А в 1982-м Великановичу во Львове поставили памятник работы скульптора Феодосии Бриж, которому в прошлом году неизвестные вандалы обрезали голову. Если за то, что был членом КПЗУ, то, скорее всего, не знали, что Сталин запретил партию и приказал чекистам розстрелять ее руководство...
«Кто вас кастрировал!»
Зато на Арагонском фронте украинские добровольцы устояли даже под непрерывными бомбежками с воздуха и стремительными атаками сухопутных сил врага. Поэтому командование их 13-й интернациональной бригады отмечало высокую боеспособность шевченковцев, частые вылазки и контратаки и умение бороться с танками.
Своим примером и пламенным словом добровольцы из Украины буквально цементировали ряды республиканцев. Когда те начали панически бежать на одном из участков фронта, теряя оружие, амуницию и даже верхнюю одежду, переводчица Мария Фортус закричала им:
— Кто вас кастрировал?
— Как кастрировал? — останавливаются ошарашенные испанцы.
— Если бы вы не были кастрированы, то были бы мужчинами и не бежали с поля боя.
Красные от стыда солдаты вернулись в бой и все-таки остановили тогда врага.
...Для шевченковцев война завершилась 28 сентября 1938 года, когда республиканское правительство Испании опубликовало постановление о выводе интербригад из этой страны, так как дипломаты государств-посредников уверяли, что в ответ путчисты откажутся от помощи своих немецких и итальянских союзников.
Когда 28 октября в Барселоне состоялись торжественные проводы интебригадовцев, испанцы и каталонцы забросали их цветами. А дома их ждали польские ... жандармы — чтобы заточить в концлагере Береза Картузька.
По обе стороны
Впрочем, украинцы участвовали в той войне не только в составе роты имени Тараса Шевченко. Известно, например, что из эмиграции во Франции на помощь испанским республиканцам отправился бывший солдат армии Украинской Народной Республики — капитан Кореневский.
В Испрании он стал начальником штаба сначала 14-й интербригады, а затем — 35-й интернациональной дивизии, которыми командовал генерал Вальтер (Кароль Сверчевский, убит в 1947 году в схватке с отрядом УПА, во время инспекции присоединенных к ПНС украинских земель).
Военный советник командующего 3-го корпусом испанской армии — украинец из Одессы Родион Малиновский, который впоследствии стал маршалом СССР, показал: «Кореневский был удивительно храбрым человеком. Он самоотверженно сражался с фашистами».
В свою очередь, историк Владимир Шевченко установил: «Кореневский в сложной, иногда хаотичной обстановке непрерывных боев никогда не терял самообладания, умело организовывал действия подчиненных. Погиб в бою с колонной итальянского корпуса».
Хватало украинских фамилий и в публикациях об участии в той войне бывших офицеров врангелевской армии. Например, командиром одной из рот в интербригаде имени Домбровского был экс-поручик Остапченко.
К слову, в декабре 1936 года под Теруэлем почти полностью погибла рта этой бригады, сформированная из бывших белогвардейцев. Причем несколько сот из них переправили в Испанию из Франции, Чехословакии, Болгарии и Югославии ... советские разведчики, выполняя соответствующую санкцию Сталина от 19 января 1937 года.
Участием в войне на Пиренеях бывшие деникинцы и врангелевцы должны были доказать, что перестали быть «врагами трудового народа» и заслужить таким образом возвращение на Родину. Впрочем, воевали экс-белогвардейцы с украинскими фамилиями и на стороне испанских ... фашистов.
Известно, например, что лейтенант Шинкаренко был тяжело ранен, а сержант Двойченко — дважды. Зато какой-то Куценко попал в плен к республиканцам, которые замучили его.
Одними из первых кто вступил войну с фашизмом были Галычане, а Сталин только начинал мирные переговоры с Гитлером. Вот такая неизвестная нам история...
Reviewed by Василь Іваночко
on
23:14:00
Rating: