Учеба за границей: в вузах Латвии студенты формируют команды, чтобы было легче справляться с трудностями

Набирают на обучение по тестам или собеседованиям и ждут участия в общественной жизни


Часто относительно нашей системы образования можно услышать фразу "за границей все по-другому" или "в Европе давно такого нет", а зарубежных специалистов иногда ставят в пример, как более профессиональных. "Сегодня" выяснила, чем система образования в разных странах отличается от нашей, с чем приходится сталкиваться нашим студентам за границей и что они считают важным аспектом в получении знаний. В этот раз мы поговорили с украинцами, которые учатся в вузах Латвии: Натальей Причепой (Латвийская академия художеств), Павлом Лискуновым (Банковская высшая школа бизнеса и финансов) и Ингой Барановой (Рижский технический университет). Студенты рассказали, как из них формируют команды, которые даже вне вуза вместе, когда они начинают учить спецпредметы и какие дисциплины стараются выбрать, чтобы котироваться на рынке труда и быстрее найти работу по специальности.
СНАЧАЛА — ПРОФЕССИЯ, ПОТОМ — КРУГОЗОР

В Латвии высшая школа, по словам украинских студентов, тесно связана с основной (средней школой), и понятия "поступил" в нашем понимании в стране нет. "Ученики еще в 6-м классе делают выбор направления, с которым готовы связать свою жизнь (гуманитарное, техническое и т. д.). Ближе к концу учебы (9 класс) ученик снова решает, будет он подмастерьем или мастером (квалификации училищ и профшкол, до 2—3 года учебы) и окончит на этом получение знаний, или же готов получать общее среднее образование (это еще 1—2 года), чтобы иметь перспективу занимать руководящие посты и поступить в вуз", — объясняет студентка Инга Баранова.

Поступление в вуз может быть тестовым или по собеседованию (на латышском, в редких случаях — на иностранном языках). "Иностранцам, которые знают, что будут учиться в Латвии, легче перевестись туда в профшколу, как это сделала я: в этом случае вы точно "подтянете" язык, а вероятность поступления по собеседованию вырастает", — советует Инга.
После поступления у студента несколько путей: 2—3 года он изучает только профессию и спецпредметы, а после этого, еще 4 года, получает степень (по-нашему бакалавр) и осваивает научную деятельность, параллельно всесторонне развиваясь и расширяя свой кругозор. После этого он может получить еще магистра (еще 2 года) и доктора (3—4 года). "За "корочкой" здесь погони, как у нас, нет, и конкурсы на места в вузы вменяемые, — говорит Павел Лискунов. — От степени далеко не всегда зависит зарплата в дальнейшем: отучившийся на "мастера" (по типу нашего ПТУ) может получать такую же высокую, как и тот, кто окончил докторантуру, но не на руководящей должности. Я бы сказал, что магистра и доктора выбирают те, кто любит учиться или повышает квалификацию, потому что, например, учился давно, а его повысили до руководящей должности".

Работодатель может узнать о пропусках практики из рекомендации.

ЯЗЫКОВОЙ "ПЛЕН". С большими проблемами в языковом вопросе столкнулась Наталья Причепа, которая плохо знала латышский. Но на уступку в вузе не пошли. "Учить латышский я начала поздно и давался он сложно, зато с английским проблем не было, — вспоминает девушка.  — Но мне отказали в группе с английским преподаванием (для африканцев и т. п.) и рекомендовали пойти на интенсив. Пришлось его пройти".

УЧИСЬ ЗАСВЕТЛО. Учебный процесс, со слов студентов, построен очень удобно, поэтому дома/в общежитии практически никто не грызет гранит науки, засыпая с учебником в обнимку. Все успевают сделать это в вузе, при свете дня. "В день 2—3 пары, и между ними практически всегда есть "окно" или несколько "окон" — для подготовки домашнего задания, докладов и командной работы", — объясняет Инга Баранова.

ПРАКТИКА. Первые годы, пока у студентов в основном спецпредметы, они работают в лабораториях и часто имеют практику на предприятиях, которые сотрудничают с вузом. Латыши уверены, что просто теория знаний не дает, и если пропустить лекции, то их потом можно наверстать (правда, платно, в зависимости от направления). А вот за пропуск практики у студента будут огромные проблемы (сведения об этом доходят до работодателя в рекомендательном письме от вуза) — может дойти даже до отчисления.

"На предприятии никто дважды объяснять не обязан. И куратор, который в конце концов выделит время, чтобы "пропускник" или несколько прогульщиков прошли практику, оценивать будет очень строго".

КОМАНДНАЯ РАБОТА И ПУНКТУАЛЬНОСТЬ

Кроме прочего, в вузах Латвии приветствуется пунктуальность: приходить на учебу нужно вовремя, как и сдавать работы. "Опоздавшего на пару могут и не пустить в аудиторию, — говорит Павел Лискунов. — Поэтому стало уже традицией приходить на учебу за один-два часа. Студенты могут сидеть в библиотеке, а летом — на лужайке прямо перед универом, учить материал или распределять, кто и что будет делать, например, на практике (если "броуновское движение" происходит во время практики — минус всей группе). Как-либо схитрить в учебе практически невозможно, а нечестность, к которой причисляют и списывание, и шпаргалки, может стоить штрафного урока (пересдачи)". Следят с особой пристальностью в латвийских вузах и за тем, чтобы студенты не воровали чужие мысли в интернете. "Преподаватели знают, что приезжие часто поначалу нарушают дисциплину в этом вопросе, да еще и "помогают" местным найти нужную информацию,  — говорит Инга Баранова. — Это наказывается: виновника вместе с тем, кто пользовался его услугами, могут наградить дополнительной парой по этому предмету".

КОМАНДА. Бывает, что студенты собираются также вне вуза и его территории, например в кафе или у кого-то дома. Это нужно, чтобы подтянуть отстающих, так как работа в команде, которая так важна в вузе, может из-за одного быть оценена ниже. "Студенты, у которых дела идут не очень, могут и не прийти (это нигде не отмечается), но вряд ли все же станут рисковать, так как опасаются за свою успеваемость  — говорят украинцы. — Это отличная практика: отставший редко оказывается один на один со своим пробелом в знаниях".

Одногруппники. Встречаются вне учебы, подтягивают отстающих.

ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СИСТЕМЫ

Среди студентов Латвии считается престижным параллельно с учебой заниматься какой-либо активностью или социальной деятельностью  — это тоже отмечается и доходит до работодателя в рекомендации. По словам студентов, в осознании нации  — это вроде как ты являешься частью одной большой системы (государства) и чувствуешь это со студенческих лет. "Имеются в виду не только какие-то проекты или конференции, но и такая деятельность, как добровольный вклад в охрану природы, украшение города или волонтерство, — говорит Наталья Причепа. — Как студентка академии художеств я делаю два проекта: веду летнюю школу рисования для маленьких и разрабатываю дизайн улицы возле академии. Если удастся его защитить, то, возможно, вуз выделит средства на реализацию и "рабочих"-студентов из студсовета. Это было бы здорово, и уж точно об этом узнает мой будущий работодатель — который поймет, что я не сидела сложа руки". Кстати, это не пустой звук: работодатели действительно быстрее обратят внимание на активиста, чем того, кто не озадачивал себя во время учебы.



Учеба за границей: в вузах Латвии студенты формируют команды, чтобы было легче справляться с трудностями Учеба за границей: в вузах Латвии студенты формируют команды, чтобы было легче справляться с трудностями Reviewed by Saha Garasimovich on 11:31:00 Rating: 5